+38 (096) 897-33-07 +38 (066) 365-77-81 +38 (073) 365-77-81

Возникновение и генезис НАТО



Короткая история НАТО


Часто считается,что Организация Североатлантического договора была создана с целью противодействия советской угрозе.Это правильно лишь частично.Дело в том,что создание Альянса являло собой часть более широких усилий,которые должны были служить трём основным целям:сдерживание советского експансионизма,предупреждение возрождения националистического милитаризма в Европе путём осуществления мощного присутствия на континенте стран Северной Америки,а также содействие европейской политической интеграции.


Сейчас даже тяжело представить,насколько опустошительными были последствия Второй мировой войны для большинства стран Европы.Так,вследствии конфликта почти 36,5 миллионов европейцев погибли,19 миллионов из них-мирные жители.Лагеря беженцев и продуктовые пайки тогда были нормой.Иногда детская смертность доходила до уровня “один из четырёх”.Миллионы сирот шатались по обгорелым останкам когда-то великих городов.Только в одном Гамбурге полмиллиона людей осталась без крыши над головой.


К тому же существовала угроза законно выбраным правительствам во всей Европе со стороны коммунистов,поддерживаемых советским правительством как,например, случилось в феврале 1948 года,когда Коммунистическая партия Чехословакии,тайно поддерживаемая Советским Союзом,сбросила демократически выбранную власть этой страны.Позже,в ответ на демократическую консолидацию Западной Германии,Советский Союз создавал блокаду Западного Берлина,который находился под контролем созников,пытаясь усилить своё влияние на немецкую столицу.Определённым образом,героический берлинский воздушный мост стал выходом для будущих союзников,но блокада продолжала представлять серьёзную опасность для свободы и стабильности.


Договор для Нового времени


К счастью,в то время Соединённые Штаты Америки отказались от своей традиционной политики дипломатического изоляционизма.В рамках финансированного США Плана Маршалла и других программ помощи они серьёзно продвинули економическую стабилизацию Европи.Европейские государства всё ещё нуждались в гарантиях безопасности,чтобы быть в силе начать диалог и обоюдную торговлю.Военное сотрудничество и безопасность,которые удалось достичь вследствии такого сотрудничества,пришлось развивать паралельно с процессами економических и политических преобразований.


Понимая это,часть демократических держав Западной Европы решили объединится,чтобы претворять в жизнь разные проекты теснейшего военного сотрудничества и коллективной обороны,а именно:создание в 1948 году Западного союза,а позже,в 1954 году-Западноевропейского союза.Постепенно стало понятно,что только трансатлантический договор в сфере безопасности может реально сдерживать советскую агрессию,одновременно предотвращать возрождение милитаризма в Европе,влияя при этом на создание основы для дальнейшей политической интеграции.


Таким образом,после затяжных дебатов и дискуссий,4 апреля 1949 года произошло подписание Североатлантического договора.В наиболее известной статье 5 этого Договора пишется о том,что новые союзники будуть считать “военное нападение на одну или несколько из них-нападением на всех них”,а также что после такого нападения любая страна-член Альянса сможет предпринять в ответ “такие меры,какие она будет считать необходимыми,включая применение военной силы”.Отметим,что в статьях 2 и 3 Договора были сформулированны важные цели,непосредственно не связанные с угрозой нападения.Так,в статье 3 заложено основу для взаимодействия в сфере боеготовности сил стран-членов,а статья 2 даёт полномочия для строительства невоенного сотрудничества.


Хотя подписание Североатлантического договора и стало началом существования Организации,военную структуру,которая могла бы эффективно координировать действия новосозданных союзников,не было обеспечено.Ситуация изменилась тогда,когда в 1949 году Советский Союз совершил первые ядерные испытания,а также с началом в 1950 году корейской войны,вследствии чего напряжение сильно возросло.Последствия для Альянса были далекоидущими.:вскоре в НАТО было основано объединённую командную структуру з военным штабом,который находился в парижском предместии Рокенкур недалеко от Версаля.Это был штаб Верховного главнокомандующего Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе,а его первым командующим стал генерал Дуайт Д. Ейзенхауэр.Следом за этим страны-члены Альянса приняли решение создать Постоянный гражданский секритариат в Париже и назначили первого Генерального секретаря организации.Им стал лорд Исмей из Великобритании.


Постепенно благодаря программам помощи и наличию зонтика безопасности в Западной Европе была восстановлена политическая стабильность и отрыт путь для послевоенного экономического чуда.Начался процесс присоединения к Альянсу новых членов.Так,в 1952 году в НАТО вступили Греция и Турция,а в 1955-Западная Германия.Европейская политическая интеграция делала первые несмелые шаги.В ответ на вступление в НАТО Западной Германии Советский Союз и государства Восточной Европы,которые находились в зоне его влияния,создали в 1955 году Организацию Варшавского договора.Это означало начало непростых времён противостояния в Европе,символом которого стало возведение Берлинской стены в 1961 году.


Тогда НАТО руководила стратегия “массовой отплаты”.То есть,если бы Советский Союз совершил нападение,НАТО отреагировал бы примерением ядерного оружия.Целью этой стратегии являлось сдерживание обеих сторон от любых рискованных шагов,ведь даже наименее масштабное нападение могло привести к полноценному применению взаимных ядерных ударов.В то же время стратегия “массовой отплаты” дала возможность державам-членам Альянса сосредоточится на экономическом развитии вместо того,чтобы инвестировать непомерные средства в строительство обычных вооружённых сил.Именно тогда Альянс стал брать на себя,кроме военной,также и политическую роль.С самого начала основания Альянса меньшие государства-члены выступали,в том числе, за углубление невоенного сотрудничества,и Суэцкий кризис осенью 1956 года чётко подтвердил необходимость консультаций в рамках НАТО между союзниками,чьи позиции не сходились.К тому же запуск советского космического спутника “Спутник” в 1956 году подтолкнул членов Альянса к более тесному научному сотрудничеству.В Отчёте,поданном Североатлантическому совету министрами иностранных дел Норвегии,Италии и Канады-так называемому Отчёте трёх мудрецов-рекомендовалось активно развивать процесс политических консультаций и научного сотрудничества внутри Альянса.На основе выводов Отчёта было,в том числе,создание Научной программы НАТО.


От обороны к разрядке международной напряжённости


В 60-х годах 20-го столетия это непростое,но стабильное положение вещей начало изменяться.Напряжение,характерное для периода холодной войны,опять обострилось,и тогда советскому лидеру Никите Хрущёву и президенту США Джону Ф. Кеннеди едва удалось отвести конфликт на Кубе на фоне всё более активных действий США во Вьетнаме.Всё же наперекор неудачному началу десятилетия,до конца 60-х годов НАТО,которая была создана прежде всего как оборонная организация,стала прототипом нового явления,а именно:разрядки,то есть ослабления напряжённости в отношениях между западным и восточным блоками,так как предшествующий статус-кво больше не устраивал ни одну из сторон.На протяжении десятилетия НАТО и штаб НАТО в Европе неожиданно сменили своё место нахождения.В марте 1966 года Франция объявила о своём намерении выйти из интегрированной командной структуры НАТО и обратилась к НАТО с просьбой о выведении всех союзнических военных штабов с её территории. Таким образом,в марте 1967 года штаб НАТО в Европе переехал в город Касто,Бельгия,а в октябре этого же года штаб-квартира НАТО была переведена в Брюссель.Нужно отметить,что Франция всегда остаётся членом Альянса и последовательно акцентировала,что поддержит союзников по НАТО в случае военных действий.Франция также всегда была одним из наиболее ценных участников операций по поддержанию мира под эгидой Альянса,которые проводились позже, регулярно внаправляя для участия в них свои войска.Гибкость всегда была причиной успеха НАТО,а выход Франции из интегрированной командной структуры показал,что,в противовес Варшавскому договору,НАТО способна выстоять перед лицом расхождений во взглядах между государствами-членами.


Другим доказательством этого стало вторжение Советского Союза в Чехословакию в августе 1968 года,что имело целью положить край периоду политической либерализации в этой стране известной как “Пражская весна”.Аналогичной была ситуация с вторжением в Венгрию в 1956 году и вооружённым подавлением протестов в Берлине в 1953 году.Таким манером советские войска продемонстрировали на практике так называемую “доктрину Брежнева”:в случае необходимости сделать выбор между сохранением контроля над восточноевропейскими союзниками в краткосрочной перспективе и долгосрочными политическими и экономическими реформами,Советский Союз отдал перевес сохранению краткосрочного контроля.Должен был прийти ко власти новый советский лидер,который прекратил бы эту политику,осознав важность долгосрочных реформ.


Разрядка была многогранным явлением.”Восточная политика” западнонемецкого канцлера Вилли Брандта имела целью служить стабильности в Европе путём построения теснейших отношений между странами Восточной и Западной Европы.Стратегия гибкого реагирования президента США Джона Ф.Кеннеди стремилась отказатся от видения,свойственного концепции “массовой отплаты”, что в мире может царить либо глобальный мир,либо тотальная ядерная война.Принятая в следствии карибского кризиса,Концепция гибкого реагирования усилила оборонную доктрину НАТО с применением обычных вооружённых сил,в которой предложены варианты военного реагирования без обязательного задействия полноценного обмена ядерными ударами в случае конфликта.В тот самый период было принято Отчёт под названием:”Будушие задания Альянса”.Его представил Североатлантическому совету министр иностранных дел Бельгии Пьер Армель в декабре 1967 года.В Отчёте были сформулированы рекомендации,что Альянсу следует создать политические механизмы развития диалога и содействия построению отношений между странами НАТО и Варшавского договора.Таким образом,НАТО должна была не только обезпечивать сохранение статус-кво,но и стремится изменить его.


Отчёт Армеля стал толчком к созыву в 1973 году Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.Два года спустя это привело к началу переговоров о подписании Хельсингского заключительного акта,который обязал его участников,среди которых-Советский Союз и страны-участницы Варшавского договора-уважать основные свободы своих граждан,а именно,свободу мысли, совести,религии и убеждений.На внутриполитическом уровне советские лидеры приуменшали значение этих положений Акта,отдавая больший вес признанию Западными державами роли Советского Союза в Восточной Европе.После,однако,они осознали,что связали себя мощными и потенциально революционными идеями.


Возвращение к холодной войне


Советское вторжение в Афганистан в 1979 году и разворачивание в Европе советских баллистических ракет “SS-20 Сабля” привели к новому обострению ситуации.С целью нейтрализации действий Советского Союза страны-члены НАТО приняли двойное решение о размещении в Западной Европе ракет “Першинг-2”,способных нести ядерную боеголовку,и крылатых ракет наземного базирования, одновременно продолжая переговоры с СССР.Размещение ракет было запланировано не ранее 1983 года.В то же время государства- члены Альянса надеялись добится подписания пакта о контроле над вооружением,который убрал бы нужду в таком оружии.


Так как подписать такой пакт с Советским Союзом не удалось,между странами-членами НАТО возникли внутренние трения,когда в 1983 году настал момент запланированного разворачивания ракет в Европе.После прихода ко власти Михаила Горбачёва в 1985 году Соединённые Штаты Америки и Советский Союз подписали в 1987 году Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), согласно с которым должны были быть уничтожены все ядерные баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней дальности.Сегодня этот шаг считается началом окончательного конца холодной войны.В 80-х годах 20 столетия НАТО также пополнилась,впервые с 1955 года,новой страной-членом :в 1982 году в Трансатлантический Альянс вступила Испания,где только что была восстановлена демократия.


В средине 80-х годов 20 столетия большинство международных обозревателей соглашались,что Запад получил интелектуальную победу над советским коммунизмом.Диссидентам удалось подорвать идеологическую опору коммунистических режимов.В ретроспективе можно сказать,что этому способствовала мнимая приверженость Советского Союза принципу уважения прав человека,который изложен в Хельсингском заключительном акте.Так,в конце 80-х годов коммунистический режим Польши был вынужден вести переговоры с независимым профсоюзом “Солидарность” и её лидером Лехом Валенсей,которые до того были репрессированы.Вскоре другие демократические активисты в Восточной Европе и самом Советском Союзе начнуть требовать такие же права.


Тогда командные экономики стран Варшавского договора постепенно становились упадочными.Советский Союз тратил на оборону втрое больше,чем США,имея при этом экономику,которая по объёмам составляла треть американской.Михаил Горбачёв пришёл ко власти с намерением принципиально реформировать коммунистическую систему.Не смотря на “доктрину Брежнева” Советский Союз удерживался от вторжения,когда в 1989 году случился кризис режима в Восточной Германии.На этот раз советская власть отдала преимущество долгосрочным реформам вместо сохранения контроля в краткосрочной перспективе,при том,что держать контроль становилось далее всё более обременительно.Таким образом,был приведен в действие механизм,который в конце концов вызовет розпуск Организации Варшавского договора.


Будьте осторожны в своих желаниях


Падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года,казалось бы,символизировало новую эру открытых рынков,демократии и мира. Страны-члены Альянса радовались и не могли поверить,наблюдая,как исполненные оптимизма демонстранты сбросили один за другим коммунистические режимы в странах Восточной Европы.Но всё же существовала неопределённость,которая пугала.Будет ли объединённая Германия внеблоковой?Что будет с ядерным оружием на территории бывших советских республик?Не станет ли национализм вновь проклятием европейской политики?Для НАТО это был судьбоносный момент:решалось,будет ли потребность в Атлантическом альянсе.


НАТО существует до сих пор,хоть и нет уже Советского Союза.Два задания НАТО,которые стояли перед Альянсом с момента его основания,даже если они не зафиксированы официально,продолжают быть актуальными:предотвращение восстановления военного национализма в Европе и обеспечение фундаментом коллективной безопасности с целью продвижения демократизации и политической интеграции стран Европы с той лишь разницей,что определение “Европа” сейчас расширилось также на восточный регион.Всё же ,прежде чем можно было ждать укрепления мира и безопасности,нужно было избавится от приведений прошлого,которые продолжали беспокоить Европу.После франко-прусской войны Европа что было сил пыталась найти свой путь,имея в самом центре объединённую Германию.Эту наидавнейшую и одну из наисложнейших дилемм удалось разрешить,включив объединённую Германию в состав Альянса.


В 1991 году,как когда-то в 1949,НАТО должна была стать краеугольным камнем более широкой паневропейской архитектуры безопасности.В декабре 1991 года члены Альянса создали Совет североатлантического сотрудничества,который после,в 1997 году, был переименован в Совет североатлантического партнёрства.В рамках этого форума страны-члены Альянса получили возможность проводить совместные консультации с соседями в Центральной и Восточной Европе и Центральной Азии.Многие из этих стран,которые недавно стали независимыми и вскоре получили название “страны-партнёры”,видели НАТО краеугольным камнем своих стремлений достичь стабильности,демократии и европейской интеграции.Постепенно сотрудничество расширилось на юг.В 1994 году Альянс основал Средизамноморский диалог с шестью Средиземноморскими странами,которые на входили в состав Альянса.Это были Египет, Израиль,Иордания,Мавритания,Марокко и Тунис.В 2000 году к программе присоединился Алжир.Средиземноморский диалог служит укреплению безопасности и стабильности в средиземноморском регионе путём улучшения взаимопонимания.


Очень скоро на это новообразованное сотрудничество ждало серьёзное испытание:вследствие падения коммунизма произошёл всплеск национализма и этнического насилия прежде всего на территории бывшей Югославии.По началу союзники по НАТО сомневались в целесообразности вмешательства в конфликт в Югославии,который имел признаки гражданской войны.Познее конфликт стал рассматриватся как агрессия и этнические чистки,и тогда Альянс решил действовать.Сначала НАТО предложила Организации Объединённых Наций предоставить полную поддержку что касается военных преступлений,а именно,непосредственных боевых действий,применив военно-морскую блокаду.Вскоре была введена зона,запрещённая для полётов,а также применены авиаудары с целью уничтожения тяжёлого вооружения,присутсвие которого противоречило резолюции ООН.В конце концов,в сентябре 1995 года Альянс начал военно-воздушную операцию которая продолжалась девять дней.Именно эта операция сыграла важную роль в предотвращении конфликта.В декабре того же года были развёрнуты многонациональные силы НАТО в составе 60 тысяч военнослужащих,которые действовали благодаря мандату ООН.Их миссия заключалась в создании условий для стабильного мира.В 2004 году НАТО передала эту функцию Евросоюзу.


Югославский кофликт,а также иные конфликты,которые протекали одновременно с ним,а именно:конфликт в Нагорном Карабахе, Грузии и других уголках мира,осветил тот факт,что вакуум власти,который образовался после окончания холодной войны,был опасным источником нестабильности.Следовало было укрепить механизмы партнёрства,чтобы обеспечить возможность сотрудничества между странами НАТО и державами,которые не входили в Альянс,с целью способствованию укрепления молодой демократии и реформирования военных учреждений,чтобы преодолеть последствия стратегической изоляции.Следавательно,1994 году была основана программа “Партнёртво ради мира” (ПРМ).Она дала возможность странам-нечленам Альянса,или партнёрам,осуществлять обмен информацией с союзниками НАТО,а также модернизировать их вооружённые силы в соответствии с современными демократическими стандартами. Страны-члены могли самостоятельно определять уровень участия в инициативах сотрудничества с Альянсом.К тому же двери НАТО остаются открытими для тех государств,которые стремятся получить полноправное членство в Альянсе.


На Вашингтонском саммите в 1999 году произошло важное событие в истории НАТО:три бывшие партнёра-Польша,Чехия и Венгрия стали полноправными членами Альянса,завершив процесс политических и военных реформ.Розширение НАТО отыграло решающую роль в укреплении демократии и стабильности во всей Европе.Но что касается вступления в НАТО новых членов в Вашингтоне назрел другой серьёзный кризис.


В конце 1998 года более 300 тысяч косовских албанцев были вынуждены оставить дома из-за конфликта между албанскими сепаратистами в Косово и сербскими вооружёнными силами и полицией.После того как международные усилия по урегулированию кризиса оказались бесполезными,Альянс начал военно-воздушную оперцию продолжительностью 78 дней,осуществив 38 тысяч боевых вылетов,для того чтобы дать возможность многонациональным миротворческим силам войти на территорию Косово и положить конец этническим чисткам в регионе.4 июня 1999 года НАТО приостановила военно-воздушную оперцию,получив подтверждение того,что началось выведение сил сербской армии с территриии Косово.Вскоре после этого в Косово началось разворачивание сил КФОР под эгидой НАТО.Войска НАТО продолжают действовать в Косово и доныне,имея целью поддержание безопасной и стабильной среды и гарантирование свободы передвижения в интересах всех граждан независимо от их этнической принадлежности.


Что подтолкнуло к событиям 11 сентября?


Опыт НАТО в Боснии и Косово доказал,что дискуссия о том,должен ли Альянс вмешиваться ради обезпечения мира в Европе оказалась бесполезной:НАТО просто не имела другого выбора с учётом обстоятельств.До падения Берлинской стены НАТО была статической организацией:собственно её существование было достаточно для сдерживания Советского Союза.Вмешавшись в ситуацию на Балканах,Североатлантический альянс начал превращатся в более динамическую,способную реагировать организацию.Прошли времена доктрины “ядерной отплаты”,присущие периоду холодной войны.Она уступила место решимости применения военной силы в случае,если все способы мирного урегулирования исчерпаны.При этом применение силы должно быль скурпулёзно вымеренное и максимально осторожное и должно быть объединённым с дипломатическими и гуманитарными усилиями с целью приостановления конфликта,в случае необходимости также за границами традиционной зоны ответственности Альянса.


Соответсвенно,Альянс принял новую Стратегическую концепцию,которая определяет основные цели и приоритеты Альянса. Большинство предыдущих стратегических концепций НАТО были закрытыми документами.В 1991 году,когда распался Советский Союз, Альянс впервые обнародовал Стратегическую концепцию,которая перестала быть тайной.В следующей концепции,которая была утверждена позже,в 1999 году,говорилось о том,что с окончанием холодной войны перед миром стали “новые трудные вызовы евроатлантическому миру и безопасности,такие как притеснения,этнические конфликты,экономический спад,нарушение политического строя и распространение оружия массового уничтожения”.Вскоре этим словам судилось стать пророческими.


Вследствии террористического нападения 11 сентября 2001 года на Всемирный торговый центр и Пентагон союзники по НАТО убедились,что политический хаос в отдалённых частях замного шара может иметь ужасающие последствия также на территории держав НАТО.Негосударственные субъекты-в данном случае террористическая группировка Аль-Каида-действовали с территории Афганистана,откуда разширяли нестабильность на промышленно развитые страны,использовав украденные авиалайнеры как оружие массового поражения,причинили таким образом гибель тысяч мирных жителей.Последующие террористические нападения,среди которых-взрывы в мадридских пригодных поездах 11 марта 2004 года и терракты в системе общественного транспорта в Лондоне 7 июля 2005 года,ещё раз доказали,что безжалостные действия экстримистов направлены именно против гражданского населения.


В ответ на нападения 11 сентября осенью 2001 года коалиция стран,среди которых большинство стран-членов НАТО,начали военную операцию в Афганистане.Эта операция,известна как операция “Непоколебимая свобода”,имела целью лишить Аль-Каиду оперативной базы и задержать как можно больше лидеров Аль-Каиды.После крушения режима талибов в декабре 2001 года Совет Безопасности ООН выдал резолюцию 1386,которая санкционировала разворачивание Международных сил содействия безопасности (МССБ)-международного контингента с участием многих стран,который должен был действовать в Кабуле и его окрестностях,содействуя стабилизации ситуации в стране и созданию условий для обеспечения прочного мира.В августе 2003 года НАТО взяла на себя командование и координацию контингента МССБ.


В то же время НАТО продолжала приветствовать в своих рядах новых членов и развивать новые отношения партнёрства.Так,в 2002 году был создан Совет НАТО-Россия,в рамках которого отдельные державы-члены НАТО и Россия получили возможность сотрудничать на основах равноправного партнёрства в вопросах безопасности,которые имеют обоюдный интерес.В 2004 году Альянс ввёл Стамбульскую инициативу сотрудничества.Этот механизм служит развитию практического двухстороннего сотрудничества в отрасли безопасности со странами ближневосточного региона.В следствии последних раундов расширения членами НАТО стали такие страны:Румыния,Болгария,Словакия,Словения,Латвия,Эстония,Литва в 2004 году,а также Хорватия и Албания в 2009 году.


Новый подход для нового времени


Операции союзников в Афганистане,а также в Боснии и Косово,засвидетельствовали,что одной только военной потуги больше недостаточно для того,чтобы гарантировать себе ощутимую победу.Миротворчество стало,наверно,не менее сложным заданием,чем достижение мира.С времён холодной войны под “безопасностью” понимали прежде всего защиту стран североатлантического региона. Ныне определение “безопасности” стало значительно шире и предусматривает право граждан на защиту от насильственного экстримизма,который становится следствием нестабильности и кризиса государственной власти в отдельных странах.Так,например, в 2011 году внимание всей мировой общественности было прикованно к кризису в Ливии.При тех условиях НАТО сыграло решающую роль в обеспечении защиты гражданского населения,которое страдало от действий собственной власти.Насилие,которое ливийские силы безопасности применили против демонстрантов,которые требовали демократию,было настолько жестоким,что международное сообщество прибегло к общим действиям.И можно сказать,что именно операция НАТО помогла закончить ливийский кризис,и сейчас есть надежда на восстановление и примирение в стране.


Для того чтобы миротворческая операция была успешной,она должна не только гарантировать базовую безопасность,но и содействовать развитию страны в будущем.Эти задания выходят за границы полномочий НАТО,и державы-члены Альянса прекрасно это понимают:НАТО не является да и не может быть гражданским агенством по реконструкции.Но Альянс может сделать ощутимый вклад,при условии что его усилия будут хорошо скоординированы с действиями более широкого международного сообщества.Итак, эффективность усилий Альянса зависит от его способности сотрудничать з другими:НАТО должно поддерживать контакты с другими странами и организациями,который могут предоставить ресурсы и поделится опытом в сфере гражданского восстановления.Чтобы построить крепкий мир в Кабуле,Приштине или Сараево,НАТО нуждается в сотрудничестве с иными международными организациями, которые могут привнести в дело свой передовой опыт восстановления и развития гражданского общества.


В новой Стратегической концепции,согласованной в 2010 году,Альянс заявил,что будет реагировать на “кризисы на всех этапах-до,во время,после”.Это всеобъемлющий принцип,который придаёт больший вес общей безопасности.Именно эта идея лежит в основе Комплексного подхода.Реагировать на геополитическую нестабильность следует комплексно,объединяя военную мощь,дипломатию и постконфликтную стабилизацию.Только максимально широкая коалиция международных субъектов может обеспечить все три необходимые элемента.Соответственно,Альянс не только развивает партнёрские отношения в сфере безопасности со странами Средиземноморья,Персидского залива и даже тихоокеанского региона,но также и с иными международными и неправительственными организациями,которые работают в таких сферах,как развитие институций,управления и судовой реформы.Так,например, сотрудничество между НАТО и ООН во время ливийского кризиса 2011 года стало примером межведомственного диалога и координации в ключевых отраслях.Во время операции НАТО также установила безпрецендентные контакты с Лигой арабских держав,чья поддержка общих усилий международного сообщества сыграла важную роль.


С того времени как в 1949 году был основан Альянс ему присуща гибкость,которую отразил его Основополагающий договор, обеспечила способность организации адаптироватся к требованиям времени в разные исторические моменты.В 50-х годах 20 столетия Альянс был исключительно оборонительной организацией.В 60-е года НАТО стало политическим инструментом стабилизации ситуации в странах Восточной Европы и Центральной Азии благодаря введению новых отношений партнёрства и вступлению в Альянс новых членов.Сегодня перед НАТО стоит новое задание:распространение мира с помощью стратегического экспорта безопасности.


Это не вопрос выбора-это вопрос необходимости.Страны-члены Альянса не придумали и не искали его:события в мире заставили Альянс взять на себя эту миссию.Кризис государственной власти в отдельных странах,а также воинственный экстримизм полностью могут считаться первоочередными угрозами безопасности в первой половине 21 века.Справиться с этим можно лишь благодаря чётко скоординированными действиями всего международного сообщества.Это наше общее задание.И НАТО,которое является краеугольным камнем трансатлантического мира,должно быть готово к этому.